Шея, субментальная зона. Унифицированные подходы к решению возрастных проблем на примере технологий Fotona, Liftera-A, инъекций.
Вместо или вместе?
Введение
Возрастные изменения или конституциональные особенности положения мягких тканей субментальной зоны и прилегающих анатомических структур оказывают существенное влияние в общее восприятие человека. Понятна общая заинтересованность пациентов к эстетическому улучшению данных областей. Со стремительным развитием технологий в сфере эстетической медицины появляется все больше возможностей для коррекции с позиций косметолога, отдаляя время обращения за хирургической помощью или продлевая эффект после вмешательства.
Материалы и методы:
Для проведения данного клинического обзора были изучены лазерные системы компании Fotona. Среди них лазерное оборудование Fotona Dynamis и Fotona StarWalker MaQX, а также аппарат Liftera-A, в основе которого HIFU-технология.
Цель исследования: изучить возможные терапевтические подходы в коррекции возрастных изменений кожи шеи и положения шейно-подбородочного угла.
Результаты
В ходе практического применения данных источников энергии выявлена высокая клиническая эффективность в отношении улучшения положения шейно-подбородочного угла и состояния кожи шеи.
Заключение
Данный клинический обзор показывает практическую значимость и эффективность применения различных вариаций терапевтических лазерных систем Fotona и аппарата Liftera-A в решении эстетических задач по улучшению состояния кожи шеи и положения шейно-подбородочного угла.
Введение
С нашей точки зрения, для определения алгоритма лечения, необходимо оценить характер и степень изменения мягких тканей в подчелюстной зоне и в области шеи. В этом мы можем руководствоваться известными классификациями.
По классификации возрастных изменений кожи шеи по R. Bazin и Е. Doublet (2007) выделяют следующие степени:
1. Избыток и морщинистость (снижение тургора) кожи шеи и подподбородочной зоны, при этом шейно-подбородочный угол хорошо выражен, скопления жировой клетчатки отсутствуют, определяется хороший тургор m. platysma
2. Птоз кожи без излишнего скопления подкожного жира с появлением или усугублением горизонтальных складок
3. Выраженная аккумуляция подкожного жира с деформацией формы шеи
4. Выраженные вертикальные тяжи платизмы с аккумуляцией подкожного жира и без него
Другим полезным инструментом для определения изменений в данной области является классификация по Бейкеру (Baker DC.2008).
Исходя из данной классификации при 3 или 4 степени выраженности наиболее оправдано уменьшение избытка подкожного жира в подчелюстной области первично. Что позволит ярко изменить положение шейно-подбородочного угла, успешно применить другие терапевтические методы после коррекции главного симптома.
Результаты
Для реализации поставленной задачи на современном этапе развития наиболее целесообразно применение аппаратных способов коррекции ввиду отсутствия серьезных побочных эффектов и доказанной эффективности.Рассмотрим вариант такого прямого воздействия на примере лазер-ассистированной доставки энергии лазерного излучения на основе алюмо-иттриевого лазера, легированного ионами неодима компании Fotona. Этот вариант позволяет прицельно воздействовать на гиподерму, исключая повреждение кожи и ее обвисание при мягком переизлучении энергии в дерму. Данный выбор обусловлен рядом преимуществ, к которым относятся ретракция кожи благодаря образованию нового коллагена, уменьшение интраоперационных и послеоперационных кровотечений, а также сокращение популяции адипоцитов.
При осуществлении лазерного воздействия энергия лазерного излучения, подаваемого непосредственно в жировую ткань (т.е. воздействует на ткань контактным способом), поглощается адипоцитами и превращается в тепловую энергию, тем самым вызывает локальное повышение температуры в удаляемой жировой ткани. В свою очередь тепло воздействует на адипоциты, содержимое которых расширяется, и мембраны адипоцитов разрушаются. Таким образом в жировой ткани проявляется тепловой эффект от воздействия лазерного излучения, приводящий к деструкции адипоцитов.
Клинический пример такого воздействия представлен на рисунке ниже (Рис. 1).
Состояние до манипуляции и сразу после воздействия.
Рис.1
После устранения главного симптома у данных пациентов возможен переход или сочетание в одну процедуру с другими терапевтическими техниками. Целесообразно сочетание с PRP технологиями или мезотерапией Curacen для повышения регенераторного потенциала обрабатываемой поверхности и ускорении процесса реабилитации.
При атрофических изменениях кожи шеи, которые проявляются в виде ее истончения, снижения тургора, а также избытка самого кожного лоскута, оптимальными вариантами коррекции выступают комбинированные и сочетанные методики.
Fotona Dynamis в режиме FRAC3 (35 J/cm2-0,3-0,6 ms) в милисекундном диапазоне для стимуляции коллагеногенеза и сокращения кожного лоскута; в сочетании в одну процедуру или в комбинации за 2-3 недели до аппаратной технологии с донаторами коллагена №2 с интервалом 4-5 недель.
Для усиления клинического эффекта рекомендована комбинация с жидкой формой полимолочной кислоты через 3-5 недель после аппаратной технологии. Если ранее была проведена коллагеностимуляция полимолочной кислотой оптимальным вариантом коррекции будет являться период покоя в 2-3 месяца для завершения воспалительной реакции в ответ на коллагеностимулятор и достижении конечного результата после нее.
Альтернативным вариантом терапии атрофических изменений кожи шеи может являться комбинация фракционно-абляционной Q-switch технологии аппарата Fotona StarWalker MaQX, основанной на фотоакустическом эффекте, и инъекционных методах с целью дотации субстратов в кожу для реализации пластических процессов в матриксе дермы. В свою очередь, такие препараты должны содержать в своем составе аминокислоты и кофакторы для полноценного ремоделирования волокон дермы.
Из других физических методов возможно применение УЗ-го прогрева кожи шеи и нижней трети лица для уменьшения гравитационного птоза в сочетании с инъекционными лекарственными препаратами.
Результат такого аппаратного воздействия в изолированном варианте представлен на рисунке ниже (Рис. 2).
Рис.2
Была применена технология HIFU, аппарат Liftera-A с применением 2х терапевтических линейных датчиков 3,0 в количестве 200 линий и 4,5 в количестве 100 линий с минимальным флюенсом энергии для достижения мягкого терапевтического эффекта. В зоне носо-губного жирового пакета воздействовали сфокусированным ультразвуком при помощи специального датчика малого Pen Type в количестве 1500 точек суммарно на обе сторону. Предназначен для обработки сложных анатомических зон и плотного примыкания датчика соответственно.
Клинический пример комбинации аппаратного и инъекционной методик представлен на следующем рисунке (Рис. 3).
Рис. 3
Пример комбинированной техники для улучшения качественных характеристик кожи шеи и положения щеки, шейно-подбородочного угла. Первично подкожно в указанных зонах инъецированы донаторы коллагена, а именно Collost micro для повышения клинического ответа на стимулирующую лазерную методику.
Через 2 недели была выполнена неаблятивная фототермическая реконструкция тканей щеки с обработкой связочного аппарата и доступом через слизистую рта, а также воздействовали неодимовым лазерным излучением в режиме FRAC3 в милисекундном диапазоне в области шеи для улучшения ее качественных характеристик.
Через 2 недели после аппаратного лечения повторно инъецирован донатор коллагена в области лице и шеи в стандартном разведении 5 мл физиологического раствора.На рисунке показано состояние тканей пациента до лечения и через 2 недели после второй подкожной дотации коллагена.
Заключение
Старение лица и шеи представляет комплексный процесс, затрагивающий изменения не только в коже, но и в гиподерме, связочном аппарате, лицевом скелете и мышцах. Поиск и применение современных аппаратных и инъекционных методов позволяет отсрочить обращение пациентов за хирургической помощью, а также повысить качество жизни.
Список литературы:
1. Baker D.C. Lateral SMASectomy, plication and short scar facelifts: indications and techniques. Clin Plast Surg 2008; 35(4): 533–550.
2. Bazin, R. Skin Aging Atlas. Caucasian type / R. Bazin, E. Doublet // Med’com publishing. – 2007. – Vol. 1. – Р. 58-66